Долгий путь к справедливости
29 March 2005
Из практики Европейского суда по правам человека)
24 сентября 1994 года в милицей-ский участок г. Плевена (Болгария) два сержанта милиции доставили Цончева, гражданина Болгарии цыганского происхождения, для дачи показаний по делу кражи скота. В виду того, что г-н Цончев по свидетельству милиции, якобы, находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, допрос вести было невозможно. Через некоторое время милиция вызва-ла врача к г-ну Цончеву, который осмотрел Цончева, после чего тот был помещён в камеру предвари-тельного заключения.
После полуночи милиция снова вызвала того же врача, который определил смерть г-на Цончева.
Славчо Цончев скончался от жестоких побоев в милицейском участке города Плевен примерно через 12 часов после его задержа-ния. Прибывший на место районный следователь нашёл „раны на правой стороне лица”, … а также, „что в виду темного цвета кожи других ушибов не наблюдается”.
Экспертиза в данном уголов-ном деле установила наличие многочисленных повреждений на всей поверхности тела г-на Цонче-ва, включая гематому под правым нижним веком, раны на обеих сторонах лица, нижней челюсти и щеках, а также тяжелые ранения на руках и три длинных следа от побоев в районе нижней части спины, которые не были внесены в протокол при первоначальном осмотре. Заключение экспертизы показало, что смерть наступила в результате „острой анемии”, при-чиной которой явилось „сильное и глубокое кровоизлияние” во всем теле.
В течение почти 3-х с половиной лет органы вели безрезультатное расследование, которое не пролило света на причины смерти г-на Цон-чева. В ходе расследования г-жа Аня Великова, жена г-на Цончева и мать троих его детей, не имела возмож-ности получить информацию о ходе следствия и добиться компенсации в гражданском порядке.
12 мая 1995 года, а затем 28 февраля 1996 года представитель г-жи Великовой направлял за-явления в Главную Прокуратуру Болгарии с просьбой ускорить расследование.
19 марта 1996 года Областная Прокуратура приостановила рас-следование по причине отсут-ствия доказательств того, кем в действительности был избит г-н Цончев: милицией или владельца-ми скота, в краже которого обви-нялся г-н Цончев. 8 июля 1996 года Главная Прокуратура постанови-ла продолжить расследования, определив, что расследование не было основательным и полным, а также пострадавшему не была оказана адекватная медицинская помощь. В январе и мае 1997 года представитель г-жи Великовой снова подал письменную жалобу в Областную Прокуратуру и Главную Прокуратуру, заявляя, что вопреки Постановлению от 8 июля, расследование не было проведено.
17 августа представитель Вели-ковой получил копию письма от 3 июля 1997 года, в котором Област-ная Прокуратура разъяснила Глав-ной Прокуратуре, что дальнейшее следствие проводить невозможно и что оно должно быть приоста-новлено.
Европейский Центр по правам цыган (ERRC) предоставил проси-телю – Ане Великовой – юридиче-скую помощь по ведению ее дела в Европейском Суде по правам человека.
1 ноября 1998 года дело было передано в Европейский Суд по правам человека. Дело было при-нято и его слушание состоялось 20 января 2000 года. 18 мая 2000 года Европейский суд постановил, что болгарское правительство наруши-ло следующие статьи Европейской Конвенции по правам человека: статью 2 (право на жизнь) и ста-тью 13 (отсутствие эффективных средств правовой защиты).
Суд определил, что „существуют все основания полагать, что г-н Цончев скончался в ре-зультате увечий, нанесенным ему в полиции”. Суд также постановил, что „болгарские власти не приняли необхо-димых мер для проведения соот-ветствующего расследования для определения действительной при-чины смерти пострадавшего”.
Суд назначил в пользу г-жи Вели-ковой компенсацию материального ущерба в размере 8000 болгарских левов (примерно 5000 долл. США), полную компенсацию морального ущерба в размере 100000 фран-ков (примерно16000 долл. США), а также компенсацию затрат по делу – 10000 болгарских левов (пример-но 6200 долл. США).