В защиту интересов Боброва Абрама Александровича, осужденного по ст. 228 ч.4 УК РФ Киришским городским федеральным судом Ленинградской области 21.05.2003 г.
21 May 2003
В Президиум Ленинградского областного суда От Европейского Центра по правам цыган (ERRC)
Уважаемый Президиум Ленинградского областного суда,
Северо-Западный Центр социальной и юридической защиты цыган Санкт-Петербургской правозащитной общественной организации «МЕМОРИАЛ» совместно с адвокатом ЮК «Пушкинская» МКА «Санкт-Петербург» Петросяном Г.О. предоставили в распоряжение Европейского Центра по правам цыган (далее - ERRC) информацию о деле Боброва Абрама Александровича, осужденного по ст. 228 ч.4 УК РФ Киришским городским федеральным судом Ленинградской области 21.05.2003 г.
ERRC предполагает, что те "грубейшие нарушения уголовно-процессуального законодательства и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и РФ", о которых говорится в надзорной жалобе адвоката и в приложении к жалобе, поданном от имени Северо-Западного Центра социальной и юридической защиты цыган, могли произойти, в том числе, и на расовой почве, на основе этнической принадлежности гражданина Боброва А.А.
ERRC является международной общественной правовой организацией, проводящей мониторинг ситуации с цыганами в Европе и оказывающей юридическую защиту в случаях нарушений прав человека, специализируясь, в частности, на подаче жалоб в Европейский Суд по правам человека. С момента своего основания в 1996 году, ERRC провел исследования в более чем в двенадцати государствах Европы, и подготовил многочисленные публикации, от книг до писем в защиту и публичных заявлений. С 2000 года ERRC ведёт мониторинг ситуации с правами цыган в Российской Федерации.
Мы хотим довести до Вашего сведения, что зимой этого года нами были представлены письменные комментарии к отчёту Правительства Российской Федерации (далее - Правительство), подготовленному Правительством в соответствии с 9-ой статьей Конвенции об Исключении Всех Форм Расовой Дискриминации. Наши комментарии касались ситуации с правами цыган в Российской Федерации и были рассмотрены Комитетом ООН по Ликвидации Расовой Дискриминации, 62-ая сессия которого состоялась в марте 2003 года.
В частности, в своих комментариях мы с тревогой отметили рост антицыганских настроений и серьезные нарушения прав цыган в Российской Федерации.
Из разных регионов России к нам поступают сведения о превышении сотрудниками правоохранительных органов своих полномочий, что зачастую приводит к смертельному исходу при предварительном задержании, пытках, попытках добиться признания вины незаконным путём, унизительных рейдов в цыганские поселения.
Результаты исследования, проведенного ERRC и его партнерами, говорят о широко распространенной дискриминации цыган, обращающихся за защитой своих прав в государственные органы. В тех редких случаях, когда пострадавшие цыгане все же пытаются добиться справедливости, их зачастую ждёт произвольный отказ со стороны органов правосудия, или создаются непреодолимые бюрократические препятствия на их пути к доступу к судебной защите. Задержание цыган, как до суда, так и при вынесении судебного приговора, характеризуется более длительными сроками, нежели представителей других национальностей. Нередко единственным эффективным методом освобождения от произвольного задержания являются взятки.
Следующие примеры подтверждают вышесказанное:
20 июня 2002 года Василий Анатольевич Богданов, 44-летний цыган, рассказал ERRC, что 15 или 16 мая 2002 года, на него напали трое милицейских в городе Опочка в северо-западной части России. По словам Богданова, он шел из своего дома к дому своих родственников, когда его арестовали милицейские, подозревая, что он прячет наркотики у своих родственников. Богданова затолкали в милицейскую машину и отвезли на карьер. На карьере, сотрудники правоохранительных органов потребовали от него быть их информатором, а при отказе начали избивать его. Милицейские избивали Богданова до тех пор, пока тот не согласился работать на них. По словам Богданова, один из милицейских взял из машины баллончик с бензином и прицелился в него, зажигая огонь: «Никто не узнает тебя. Тебя смогут распознать только по зубам». Богданов утверждал, что он обещал под давлением собрать необходимую информацию для сотрудников милиции к 25 мая 2002 года; когда же он не смог прийти с какой-либо информацией в этот день, он был арестован теми же тремя офицерами милиции 29 мая 2002 года, и доставлен в местное отделение милиции. Богданов засвидетельствовал, что в отделении милиции его держали в камере. Сотрудники милиции бросили его на землю, а затем начали избивать дубинками. Они обвинили Богданова в том, что он не сдержал своего обещания помогать им, и сказали ему, что записали на магнитофон его обещание помогать им, которое он сделал во время предыдущей встречи. Когда Богданова попросили прослушать запись, один из милицейских принес книгу, положил ее на его голову и ударил по ней со всей силой бейсбольной битой. Милицейские продолжали бить Богданова до тех пор, пока тот не согласился помогать им. После чего он был отпущен. На следующий день, Богданов пошел в больницу и засвидетельствовал побои. Затем Богданов написал заявление против сотрудников правоохранительных органов на имя местного прокурора Александра Анатольевича Пашкова. По словам Богданова, вскоре после этого, правоохранительные органы, которые напали на него, пришли и попросили забрать заявление, угрожая, что он еще узнает негативные последствия всего этого, если немедленно не заберет заявления. Из страха Богданов вынужден был забрать свое заявление.
Л.Р., 51-летняя цыганка из г. Балашиха, расположенного в 15 километрах от Москвы, засвидетельствовала ERRC, что около 9 часов утра 24 марта 2002 года милиция попыталась подложить ей и М.Н. наркотики на Ленинградском вокзале в Москве и потом обвинить в их продаже. Согласно показаниям Л.Р., она и М.Н. прогуливались вдоль железнодорожной платформы, когда к ним приблизились двое сотрудников правоохранительных органов и попросили открыть сумки. Когда женщины открыли свои сумки, один из милицейских якобы уронил носовой платок в сумку М.Н. Согласно показаниям Л.Р., М.Н. тут же сообразила, что в носовом платке находились наркотики. Тогда она начала кричать и выбросила платок из своей сумки. Один из сотрудников правоохранительных органов со всей силой ударил М.Н. по груди прикладом оружия. Л.Р. заявила, что милицейский положил платок назад в сумку М.Н.. Затем обеих женщин доставили в ближайшее милицейское отделение в милицейской машине. Л.Р. рассказала ERRC, что в отделении милиции один из милицейских попросил ее открыть сумку, употребляя оскорбительную лексику, и подложил туда пакет с наркотиками, объясняя, что они будут обыскивать женщин в присутствии понятых. Другой же сотрудник правоохранительных органов сказал Л.Р., что она может заплатить им 15 тысяч долларов и отправляться домой. Л.Р. рассказала ERRC, что она боялась еще одного удара в грудь от них, так как недавно перенесла операцию на сердце. После переговоров, Л.Р. удалось снизить сумму взятки до шести тысяч. Л.Р. была освобождена после 17.00, так как пришел ее муж с необходимой суммой – семейные сбережения, займы у родственников. М.Н. была обвинена по статье 128 (4) Уголовного кодекса РФ за торговлю наркотиками. Ее дело было передано в суд 17 мая 2002 года. Опять-таки, дело было снято с рассмотрения, так как была выплачена взятка одному из работников суда, который пообещал передать деньги судье.
В процессе мониторинга нарушений прав лиц цыганской национальности, ERRC неоднократно сталкивался с ситуациями, когда правоохранительные органы подбрасывали жертве наркотики с последующим обвинением в их хранении и распространении.
Росту откровенно расистских настроений против цыган способствуют и российские СМИ, которые неоднократно идентифицировали цыган, как главных действующих лиц в российском наркотическом бизнесе, употребляя слова «торговец наркотиками» и «цыган» как синонимы. Избегая в своих комментариях даже предположения о невиновности цыган, СМИ обвиняют в наркоторговле всех цыган, включая и детей, таким образом, распространяя возможное мнение, что все цыгане связаны с наркотиками.
Так, например, 25 февраля 2002 года в вечерних новостях государственного телевидения РТР был показан репортаж о борьбе с торговлей наркотиками в Красноярском крае. В репортаже было сказано, что цыгане города Красноярска (по всей видимости, все цыгане Красноярска) виновны в наркотических преступлениях. Причем, никаких доказательств на этот счёт приведено не было. В качестве подтверждения этих слов был показан человек цыганского происхождения, подозреваемый в торговле наркотиками, и который, по всей видимости, не был еще официально обвинен в каком-либо преступлении, в чьей виновности, однако, СМИ даже не попытались усомниться. Передача показала не только подозреваемого наркоторговца, но также его детей и внуков, чье участие в наркоторговле, хотя явно не утверждалось, но предполагалось.
1 марта 2002 года государственный телевизионный канал ОРТ в новостях показал репортаж о борьбе с наркомафией в Тюменской области (центральная часть Российской Федерации). Пока говорилось о приблизительно 1000 арестованных наркоторговцев, камера показывала пожилую цыганку и 7-летнего цыганского мальчика, чья связь с наркоторговлей была весьма сомнительна.
В последнее время центральная пресса также неоднократно распространяет и без того, увы, популярные в обществе антицыганские стереотипы, когда слова «цыгане» и «наркоторговцы» используются, как взаимозаменяющие.
Мы просим уважаемый Президиум Ленинградского областного суда принять во внимание вышеизложенное при принятии решения по данному делу.
С уважением
Димитрина Петрова,
Исполнительный директор Европейского Центра по правам цыган (ERRC)